mkadpropusk.ru
+7(495) 660-81-70
info@mkadpropusk.ru
пн-пт 09:00-19:00; сб-вс 10:00-19:00

Электронные системы, повышающие безопасность грузовиков

К фурам прицепились: правительство взялось за опасный автоимпорт

Активная безопасность грузовых автомобилей

Все грузовые автомобили и их полуприцепы/прицепы оборудованы пневматическими тормозами. Представленные в статье электронные системы повышения активной безопасности грузовых автомобилей работают на базе тормозной системы автомобиля и полуприцепа/прицепа.

Электронные системы, повышающие безопасность грузовиков:

  • EBS
  • ABS
  • ASR/TCS/ATC
  • ESP/ESC
  • RSC

Для правильной работы систем, повышающих активную безопасность грузовиков, тормоза должны быть исправны на 100%, а автомобиль должен быть оснащен хорошими шинами, адаптированными к условиям движения. Никакая электронная система не может заменить соответствующие покрышки как автомобиля, так и его прицепа/полуприцепа. Всем следует знать, что сцепление дорогой резины будет лучше, чем у дешевой, поэтому с моделями известных производителей эффективность электронных систем, повышающих активную безопасность грузовых автомобилей, намного выше.

Если у вас повреждены или изношены колеса, а также если есть шины, не адаптированные к условиям движения (например, летние зимой) или автошины с восстановленным протектором, может оказаться, что электронные системы, повышающие активную безопасность грузовых автомобилей, окажут негативное влияние на безопасность. Таким образом, ABS может увеличить тормозной путь до двух раз по сравнению с автомобилем без ABS.

Следует также иметь в виду, что время реакции гидравлических тормозов (таких как устанавливаются в легковых автомобилях) составляет около 0,05 с, а время реакции пневматических тормозов — около 0,2 с. Таким образом, время реакции тормозной пневматики составляет 4 раз медленнее, чем время срабатывания тормозной гидравлики легковых автомобилей. Таким образом, эффективность электронных систем повышения активной безопасности грузовых автомобилей никогда не будет такой высокой, как у легковых автомобилей.

Система EBS

EBS не следует путать с ABS. EBS также не встречается ни в одном легковом автомобиле. Когда автомобиль оснащен EBS, он может иметь или не иметь ABS. Таким образом, наличие EBS не зависит от наличия ABS, но в современных автомобилях присутствуют обе системы.

EBS представляет собой электрическую передачу тормозного усилия, так называемый «тормоз по проводам».

  • В пневматических тормозах без системы EBS педаль тормоза представляет собой клапан управления тормозом. Путь воздуха от педали тормоза к колесным тормозным цилиндрам очень длинный, что приводит к длительным задержкам в работе тормозов (также неэффективна работа систем ABS, ASR/TSC или ESP).

В системе EBS педаль тормоза представляет собой электронный переключатель, который управляет клапанами, подающими воздух к тормозным цилиндрам каждого колеса. Эти клапаны расположены близко к отдельным колесам, поэтому воздушный путь короткий. Это вызывает небольшую задержку в работе тормозов и позволяет более эффективно работать системам ABS, ASR/TSC или ESP. В случае выхода из строя EBS педаль тормоза дополнительно оснащена пневматическим клапаном управления тормозами, благодаря которому тормоза работают как тормоза без EBS. EBS можно найти на любом типе современного грузовика, а также на современных полуприцепах и прицепах.

Система ABS

ABS в грузовиках, как и в легковых автомобилях, предотвращает блокировку колес при торможении.

Отличие в работе заключается в том, что у легковых автомобилей рабочая частота может достигать до 30 импульсов в секунду, а у грузовых автомобилей до 7 импульсов в секунду за счет пневматической тормозной системы, которая должна быть в грузовике. ABS используется во всех современных грузовых автомобилях и современных полуприцепах и прицепах.

В грузовиках есть два типа ABS.

  • Одна из них, которая устанавливается на дорожные и строительные грузовики, а другая — на грузовики повышенной проходимости.

ABS не совместима с блокировками осевого дифференциала и не полностью совместима с блокировками межосевого дифференциала.

При наличии блокировки осевых дифференциалов с синхронизаторами (дорожные и строительные грузовики) контроллер ABS может отключить блокировку включенного межосевого дифференциала на время вмешательства ABS. Аналогично с межосевыми блокировками. В случае блокировок кулачковых дифференциалов, не отключаемых (грузовые автомобили и автомобили повышенной проходимости), при включенной блокировке моста контроллер блокировки моста полностью отключает работу ABS для каждой скорости движения (об этом водитель информируется через табло с соответствующим показателем). При включенной межосевой блокировке контроллер ABS информируется об этом и использует алгоритм вмешательства ABS, чтобы скорости осей, связанных с блокировкой, были равны.

На строительных автомобилях с полным приводом и внедорожниках, оснащенных ABS, имеется переключатель, позволяющий полностью включить ABS на всех скоростях (внедорожники) или переключить её в режим бездорожья (строительные автомобили).

Внедорожный режим ABS работает следующим образом:

  • До 15 км/ч система не активна и есть возможность полностью заблокировать колеса при торможении;
  • От 15 км/ч до 40 км/ч она работает в соответствии с потребностями рыхлого покрытия и есть возможность на короткое время заблокировать колеса при торможении;
  • Выше 40 км/ч система работает как в обычном режиме.

На строительных автомобилях только с задним приводом выключатель деактивации ABS может быть активирован, но не обязательно.

Система ASR/TCS/ATC

ASR/TCS в грузовых автомобилях, как и в легковых, противодействует пробуксовке ведущих колес при трогании с места и разгоне на скользком покрытии.

  • Основное действие заключается в ограничении мощности двигателя в момент пробуксовки. Если это не удается, то колесо при движении в занос дополнительно подтормаживается. Ограничение мощности двигателя реализовано во всем диапазоне скоростей автомобиля, а торможение колеса в юзовом режиме происходит только при трогании с места и движении на малой скорости.

ASR/TCS используется во всех современных дорожных и строительных грузовиках без полного привода.

  • Эта система имеет переключатель, который позволяет ее отключить, так как при определенных условиях (движущиеся поверхности или глубокий снег) ASR/TCS ограничивает подвижность и сцепление с дорогой. Отключение системы может быть полным и для любой скорости движения или для малых скоростей движения (это зависит от типа контроллера). Работа ASR/TCS не мешает работе блокировок осевого и межосевого дифференциалов. При включенной блокировке оси ASR/TCS ограничивает только мощность двигателя, чтобы избавиться от возникающего заноса всей оси.

ASR/TCS эмулирует работу блокировки межколесного дифференциала, но эффективность ASR/TCS значительно ниже, чем у блокировки межосевого дифференциала. ASR/TCS может помочь только на асфальтированных дорогах, покрытых снегом или льдом, тогда как на бездорожье от него толку мало. Более длительная работа ASR/TCS приведет к перегреву тормозов, поэтому при наличии блокировки межосевого дифференциала ее следует использовать. Другими словами, «электронный замок» — это устройство, эффективное в зимних условиях, но на короткие расстояния. Частая работа ASR/TCS также вызывает быстрый износ фрикционных элементов тормозной системы.

Система ESP/ESC

ESP в грузовых автомобилях (как и в легковых автомобилях) противодействует недостаточной и избыточной поворачиваемости одного автомобиля или комбинации тягача и прицепа. Отличие в работе заключается в том, что у легковых автомобилей рабочая частота может быть до 30 импульсов в секунду, а у грузовых до 7 импульсов в секунду за счет пневматической тормозной системы в грузовике. ESP можно использовать на всех современных неполноприводных дорожных грузовиках и дорожных тягачах. Её работа наиболее эффективна в комплекте, состоящем из тягача с ESP и полуприцепа с ESP.

Основная функция ESP заключается в предотвращении недостаточной или избыточной поворачиваемости путем ограничения мощности двигателя, когда система обнаруживает, что может возникнуть недостаточная или избыточная поворачиваемость. При недостаточной поворачиваемости машины, кроме снижения мощности, подтормаживается заднее колесо тягача (внутри на поворот), а при избыточной поворачиваемости – переднее внешнее колесо тягача (на поворот) и все колеса полуприцепа тормозятся.

Эта система имеет переключатель, который может отключить работу ESP полностью для любой скорости движения, частично (для снижения чувствительности срабатывания) или только для низких скоростей движения. При наличии ESP ASR/TCS является подсистемой ESP и отключение ESP также вызывает только ASR/TCS.

Для правильной работы ESP система требует, чтобы она знала точное расположение центра тяжести автомобиля или агрегата (как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости). Следовательно, алгоритм работы ESP должен учитывать реальные нагрузки на отдельные оси, которые являются переменными из-за различной нагрузки, которую несет автомобиль. ESP может рассчитывать и изменять все настройки и свою чувствительность на основе систем контроля нагрузки (например, измеряя фактические нагрузки на отдельные оси и даже колеса и определяя фактический центр тяжести).

Работа ESP мешает полному приводу и любой блокировке межосевого дифференциала. По этой причине ESP не используется в строительных и внедорожных автомобилях. В дорожных автомобилях 4×2, у которых блокировка заднего дифференциала включена во время вмешательства ESP, эта блокировка отключается на время вмешательства ESP (с синхронизированными блокировками) или ESP отключается, когда блокировка включена (кулачковые блокировки).

В автомобилях, имеющих блокировку полуоси с синхронизаторами, проблема наезда блокировки полуоси на ESP решена таким образом, что блокировка полуоси срабатывает до скорости, при которой ESP еще не вмешивается, а после превышения скорости, при которой ESP может вмешаться, блокировка выключена (например, на скорости 30 км/ч). В автомобилях с приводом на обе задние оси, т.е. 6х4 или 8х4, блокировка межосевого дифференциала не мешает работе ESP, т.к. два задних колеса, с одной стороны, всегда притормаживают для стабилизации автомобиля.

Система RSC

RSC является дополнением к ESP, которое занимается стабилизацией крена кузова/вертикальной стабилизацией автомобиля. В задачи этой системы также входит предотвращение опрокидывания автопоезда, состоящего из тягача и полуприцепа. Когда система определяет, что колеса с одной стороны прицепа перегружены, она снижает мощность двигателя, а когда прицеп начинает опрокидываться, все крайние колеса притормаживают до поворота прицепа, восстанавливая его вертикальную устойчивость.

Купить пропуск телефон