Штрафы за въезд в Москву без пропуска

Материал подготовлен компанией «ЮрСервисПРО» телефон +7(499)281-66-68

В настоящее время действует ограничение въезда в Москву большегрузов, чтобы освободить город от пробок и улучшить транспортную логистику. Водители транспортного средства (ТС), разрешенная масса которого превышает 12 тонн, должны оформлять электронные пропуска для въезда на Московскую кольцевую автомобильную дорогу (МКАД) и перемещения по ней в дневное время. Нарушение этого запрета грозит штрафом водителю.

Для ориентации на дороге поставлен предупреждающий знак индивидуального проектирования, который состоит из четырех частей:

1.Основная часть: дорожный знак 3.1 (Кирпич). Он запрещает въезд любых автомашин за исключением маршрутных. Оправданий нарушению этого пункта ПДД нет.

2.Дополнительная информация. Обращает внимание на движение большегрузов с указанием массы более 12 тонн.

3.Дополнительная информация. Уточняется разрешение движения с 6.00 до 22.00 в период с понедельника по четверг.

4.Дополнительная информация. Уточняется разрешение движения с 6.00 до 24.00 по пятницам.

Обстановка на магистрали контролируется с помощью видеокамер Центром автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД. Если зафиксировано нарушение, то на автовладельца накладывается штраф. По Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) за нарушение требований, указанных в знаке индивидуального проектирования, предусмотрен штраф в 5 000 рублей. В то же время, если водитель сделал нарушение лишь по первой части указателя, а именно 3.1, отменяющей въезд, и при этом не выехал на встречку, то на него налагается административное взыскание только 500 руб. по КоАП.

Как же работает вся эта система на деле?

Нарушители получают от ЦАФАП уведомления о штрафе в 5 тыс. рублей. При этом неверно формулируются обстоятельства дорожного нарушения. Владельцу инкриминируется штраф за игнорирование лишь одного знака 3.1, то есть за въезд на МКАД. Однако юристы считают, что при такой формулировке нарушения размер штрафа должен составлять только 500 руб. Вместе с тем ЦАФАП автоматически всем высылает уведомления только с формулировкой о въезде на МКАД. Но штраф в 5 тыс. руб. полагается только за движение по МКАД. Очень многие водители получили подобные уведомления.

В результате многие не согласились с такой квалификацией нарушения, приводящей к 10-кратному увеличению штрафа, и предприняли попытку его опротестовать. Судебные разбирательства оказались на стороне истцов. Ключевым моментом является противоречие в постановлениях ЦАФАП. Там говорится о въезде грузового ТС по МКАД. Но «движение» и «въезд» – не одно и то же, и обозначаются они по-разному, а значит, и нарушения оплачиваются разными суммами штрафа. По сути, водитель штрафуется за нарушение не имеющегося на пути его следования дорожного знака. Обращается также внимание на то, что ЦАФАП не ссылается на законодательные документы правительства Москвы. На этом юридическом казусе свыше 100 штрафов за въезд были отменены, и компании перевозчиков смогли опротестовать взыскания до 700 тыс. руб.

Эксперты видят ряд способов решения вопроса о незаконном взыскании:
  • Заменить дорожные указатели на МКАД. Предлагается убрать в знаке индивидуального проектирования первую часть – знак 3.1. Вместо него поставить указатель 3.4. Он запрещает движение грузовых ТС с массой выше 3,5 тонны или иной. Если же такую замену не сделать, то администрация может налагать штраф в размере 500 руб. согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ.
  • Дать в постановлении истинную формулировку нарушения на дороге, указать обстоятельства, норму права, ограничивающую въезд на МКАД.
  • Внести изменения в соответствующую статью КоАП РФ.

Позиция ЦАФАП ГИБДД Москвы остается непреклонной. В этой организации полагают, что в большинстве случаев нарушения этой категории суды признали безо всякого сомнения.