Нужен ли пропуск в Москву белорусскому перевозчику? Буква закона

В рамках требований Постановления Правительства Москвы от 2011 года под № 379 перемещение грузового транспорта по территории столицы должно осуществляться по технологии оформления и регистрации пропускных «билетов». Точнее, без пропуска в Москву машины грузоподъемностью от тонны не могут перемещаться в пределах СК, ТТК и МКАД в дневное время – с 6 утра до 10 вечера (летом до полуночи). Транспорт от 12 тон вместимости и выше ограничен жестче:

  • он может ездить не дальше МКАД;
  • по МКАД разрешен проезд только в ночное время (с 22.00 до 6.00);
  • в дачный сезон время запрета движения грузовиков заканчивается в 0.00.


Данные ограничения «отменяет» только один документ – пропуск на МКАД, ТТК, СК (в зависимости от маршрута следования, мест погрузки и разгрузки это могут быть разные виды «билетов»). И все, казалось бы, в этом ПП оговорено, уточнено и перечислено. Единственное «но»: последняя редакция Постановления не дает четких пояснений иностранным перевозчикам – белорусским, в частности, участникам российского рынка транспортных услуг.

Откуда взялась путаница?
А тем временем доля белорусских транспортных компаний в общем объеме перевозок из РФ и по России составляет ни много ни мало, а 26% рынка. Это каждый четвертый грузовик в потоке машин доставки. Нельзя, конечно, сказать, что это проблема: по данным БАМАП (Ассоциация автоперевозок), в 2014-2015 году жалоб от белорусских перевозчиков на предмет перемещения по Москве массово не поступало.

Но разобраться в вопросе оформления пропуска в Москву для иностранных перевозчиков необходимо. Во-первых, недостаток понимания требований грозит белорусским участникам движения немалыми штрафами. Во-вторых, после вступления в силу требования о соответствии экокласса автомобиля осенью 2016 года внимание к каждому проезжающему грузовому авто в столице будет самым пристальным.

Что непонятного в ПП № 379?

В первой редакции иностранные компании (к которым относятся и белорусские транспортные организации) четко значились в списке исключений. Для них ограничения не действовали.
После принятия уточняющего Постановления № 75 (в феврале 2013) появились вопросы о пропуске на грузовой транспорт для разных категорий участников рынка. Но сам факт отсутствия в нем упоминании международных перевозок еще позволял говорить о нераспространении ограничений на белорусов.
А вот в № 647 (октябрь 2013) уже прямо сказано, что ограничения распространяются на всех – и местных перевозчиков, и иностранных (даже партнеров РФ в рамках Евразийского союза). Точнее, в новом уточняющем акте иностранные грузовики исчезли из исключений, а, значит, попали под действие ПП № 379.
Путеводная истина в лабиринте законов
Как же разобраться в этом ворохе уточнений и изменений к Постановлению, определяющем необходимость получения пропуска на ТТК, СК и МКАД для перемещения в свободном режиме? На самом деле, по словам экспертов транспортного права, все намного проще чем кажется. Опытные юристы отправляют белорусского перевозчика не к самому Постановлению, ограничивающему въезд в столицу РФ, а к документам более высокого статуса. К ФЗ, которые стали основанием для принятия ПП № 379:

257-ФЗ (ст. 30) ничего не говорит о необходимости пропуска для иностранца, определяет только общие условия невозможности перемещения по основным магистралям столицы (аварии, ремонт дорог, ЧП и т. д.);
96-ФЗ (ст. 6) прямо указывает, что решение об изменении правил перемещения по городу в рамках защиты экологии Москвы должно применяться на административном уровне (для белорусских перевозчиков такого решения нет).
Кроме того, то же спорное ПП № 647 оговаривает перевод технологий оформления пропуска на СК, ТТК и МКАД в электронный режим (через сайт Департамента Транспорта столицы). С четким объяснением возможности его оформления исключительно для владельцев ПТС российской (национальной) регистрации. Иными словами, процедуры (возможности) получения пропусков для белорусских перевозчиков в России и нет – их могут получать только отечественные компании.

Так нужен белорусскому перевозчику пропуск или нет?
Безусловно, российская привязка не может исключить все способы оформления разрешительной документации для нерезидентов. При целесообразности такого решения получить пропуск в Москву для белорусов можно. Для этого привлекается российский посредник, который выступает доверенным лицом перевозчика в Департаменте Транспорта. Но это имеет смысл только:

  • при условии работы в Москве (ее центральной части);
  • при работе под эгидой головного офиса в России;
  • если в парке компании много российских машин (с регистрацией в органах РФ).

В Россию еще в 2000 годах «переехали» почти 30% перевозчиков белорусского рынка. Сегодня они здесь состоялись, потому практика получения пропусков для таких компаний (де-факто белорусских, де-юре российских) пользуется определенным спросом. В остальных же случаях по Закону достаточно международного разрешения на въезд. Они выдаются в Республике Беларусь в рамках определенных квот, выделенных российской стороной.