Московские перевозчики сегодня работают в достаточно сложных условиях. Сначала в 2013 году ПП столицы № 379 им был ограничен по времени проезд по городу – для круглосуточного перемещения нужен пропуск, в его отсутствие машина вынуждена отстаиваться весь день на специальной стоянке под грузовой транспорт. Затем были приняты жесткие меры контроля соблюдения водителями графика работы – уже по всей стране, не только в столице.

И только с 2014 года для предоставления возможности работать в новых реалиях столичные власти запустили проект по организации парковок специально для большегрузов по городу. Активные работы по устройству таких мест ведутся меньше двух лет, потому ситуация с ними остается непростой. И все же определенные подвижки есть.

Ситуация с парковочными местами для грузовиков в Москве

В Москве уже функционирует почти 90 стоянок для грузового транспорта общей вместительностью примерно 2000 мест. Если брать по всей области, то заявленные ресурсы составляют почти 130 площадок и 4000 мест.

Работают стоянки круглосуточно, на платной основе. Тарифы за остановку и стоянку утверждены правительством столицы и составляют:

  • 30-40 рублей в центре Москвы за первые 30 минут постоя;
  • от 1000 рублей начиная с 31-й минуты с поминутной тарификацией.

Такие расценки рассматриваются властями города как инструмент мотивации перевозчиков на ускорение процессов разгрузки. Подобная ценовая политика рассчитана на вполне определенный режим работы: перевозчик должен быстро подъехать, разгрузиться (в центре города – вручную, так как места под разгрузочное оборудование здесь нет) и уехать со стоянки под грузовой транспорт в Москве.

Такой подход понятен, но он не учитывает необходимости соблюдения водителями безопасного режима отдыха. Потому он создает свои проблемы транспортным компаниям. Кроме того, внутренние нормы (ПП № 515, 289, 32) предусматривают возможность остановки на парковках в пределах СК только одним рядом, что значительно уменьшеает количество машиномест.

Как работают стоянки?

Законом установлено, что специальные места для остановки и стоянки доступны только коммерческим автомобилям:

  • останавливаться здесь имеют право исключительно грузовики массой от полутора тонн и более;
  • во избежание недопонимания все парковочные места четко обозначены: на площадках установлены знаки «Парковка» с указанием на ее платность и правилами пользования;
  • согласно ГОСТ 52289-2004 размеры одного места на площадке, где стоят грузовики в Москве, должны составлять не менее 11*3 метра.

Есть проблемы

Для удобства водителей, которые планируют въезжать и разгружаться (загружаться) в столице, создан портал с функцией поиска ближайшей парковки под коммерческие автомобили в Москве и МО. Реализован его функционал на базе инструментов «Яндекс.Карты». В базу внесены все парковочные площадки с указанием:

  • точного адреса;
  • вместительности;
  • дополнительных условий (рядом ресторан, есть туалет, место для отдыха, заправка).

Но многие перевозчики указывают на то, что заявленные условия далеко не всегда отвечают реальным. Что существенно усложняет процесс поиска оптимального места для остановки грузовика. В итоге человек, приезжая на выбранную стоянку, очень часто оказывается в совершенно неприемлемых для длительного постоя условиях.

Второй момент – вместительность всех стоянок для грузового транспорта в Москве и области. По усредненным данным, через город ежедневно курсирует более 8000 грузовых машин. Около 5% – транзитом, остальные 95% – с остановкой и разгрузкой-погрузкой. Место для остановки точно требуется 95 машинам из 100 и может понадобиться оставшимся 5% (для соблюдения графика работы).

А вместительность всей области не превышает 4000 автомобилей. Многие стоянки с невысокими тарифами за длительную парковку даже не оборудованы технологиями охраны и не способны обеспечить сохранность перевозимого груза. Плюс практически все парковки в центре города (их всего 13 по данным Департамента транспорта) постоянно заняты.

В итоге для водителя становится настоящим испытанием найти место остановки на приемлемых условиях. В поисках подходящей по месту и условиям стоянки под грузовой транспорт он может курсировать по трассам часами, а это перерасход топлива, потери времени и риск попасть в ДТП.

Перспективы видны, но сроки ожидания непонятны

Ситуация не статична:

  • власти города ведут активные работы поиска новых мест под организацию стоянок;
  • на 2016 год уже запланированы несколько относительно больших парковочных площадок;
  • расширяются действующие зоны парковок.

Но интенсивные действия в данном направлении сосредоточены на центральной части столицы (чтобы проехать в эту зону днем, перевозчику нужен пропуск на СК). Развитие парковок в других регионах города идет не так активно.

Несправедливо говорить и что правительство Москвы остается глухо к жалобам транспортных компаний. Исследования, анализ ситуации со стоянками для грузового транспорта проводятся постоянно. Но времени на ее изменение может потребоваться немало. Потому крупные опытные перевозчики предпочитают получить законный доступ в столицу без ограничений по времени суток, а не ждать открытия новых стоянок.