Москва
+7(495)128-61-89
mkadpropusk@inbox.ru

К фурам прицепились: правительство взялось за опасный автоимпорт

Пропуск на МКАД для грузовых машин

К фурам прицепились: правительство взялось за опасный автоимпорт

Как установили «Известия», Росаккредитация приостановила частично либо полностью аккредитацию у нескольких лабораторий, которые выдавали свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) для подержанных импортных автомобилей, а также для переоборудования авто. Пока что проверка проводилась исключительно по техэкспертизе прицепов и полуприцепов для грузового транспорта. В перспективе проверки могут пройти также по выдаче СБКТС и для легковых иномарок. Эксперты опасаются вероятных отзывов СБКТС, что, по их мнению, может спровоцировать аннулирование регистрации автотранспорта в ГИБДД. Впрочем, против этого пока выступают сами полицейские и Росаккредитация. О том, как проверки лабораторий повлияют на импорт автомобилей, — в материале «Известий».

Прицепы тормознули

В Федеральной службе по аккредитации (контролирует работу органов по сертификации, испытательных лабораторий и т.д.) «Известиям» сообщили, что проверки прошли по поручению правительства.

«В результате проведенных Росаккредитацией проверок по состоянию на декабрь 2019 года в деятельности аккредитованных испытательных лабораторий, в область аккредитации которых входит таможенный регламент «О колесных транспортных средствах», выявлены единичные нарушения требований законодательства. По итогам проверок аккредитованным лицам выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Действие аккредитации нескольких испытательных лабораторий приостановлено до устранения соответствующих нарушений», — рассказали «Известиям» в пресс-службе Росаккредитации.

Этой весной Минпромторг уведомил правительство о том, что в страну ввозятся тяжелые (10 т и более) прицепы и полуприцепы (категория O4 — используется в составе фуры), срок эксплуатации которых составляет 15–20 лет. Министерство предупредило, что у такой техники очень высок риск несоответствия современным российским требованиям безопасности. В III квартале этого года по поручению вице-премьера Дмитрия Козака Росаккредитация начала проверки лабораторий по категории O4.

прицепы и полуприцепы
прицепы и полуприцепы

Дело в том, что для ввоза подержанных автомобилей в Россию, как и для внесения изменения в конструкцию в случае переоборудования транспорта, по законодательству необходимо получить СБКТС. Этот документ выдается в случае единичного ввоза автомобилей в отличие от одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которое получают автокомпании на партии новых машин. СБКТС выдают только после инструментальной проверки безопасности автомобилей и сверки соответствия российскому законодательству в специальных техлабораториях, которые имеют необходимое оборудование и штат специалистов. Именно их и проверяла служба.

В России очень долго в эту сферу не наведывался регулятор. Ситуация изменилась в 2018 году после серии резонансных аварий автобусов с многочисленными жертвами. Тогда впервые за долгое время прошли проверки лабораторий, аккредитованных на выдачу СБКТС для пассажирского транспорта, сейчас настал черед автопоездов как одного из самых потенциально опасных видов транспорта.

Ввоз и ныне врут

Пока что срок устранения нарушений аккредитованными лицами не истек, отчеты начнут поступать в Росаккредитацию c января 2020 года. С приостановкой аккредитации после проверки регулятора столкнулась лаборатория «Услуги Авто» Юрия Пархоменко. По его словам, из 20 проверенных ведомством центров только пять компаний смогли пройти проверку без серьезных замечаний.

«По остальным, как я понял, произошла либо полная приостановка деятельности, либо частичная, как у нас. Основная трудность — отсутствие понимания: сотрудники службы руководствуются буквой регламента и порой не имеют столь специализированных знаний, им кажется, что они нашли нарушение, но это не всегда так, поэтому произошли приостановки аккредитаций», — рассказал «Известиям» гендиректор «Услуги Авто» Юрий Пархоменко.

По его словам, возраст техники не влияет на вероятность нарушений, если те же прицепы и полуприцепы находятся в надлежащем техническом состоянии. За 15–20 лет требования ужесточились, у некоторых прицепов, к примеру, может отсутствовать заднее защитное устройство, боковое защитное устройство. Если лаборатория не потребовала его наличия, безусловно, прицеп небезопасен. В то же время Пархоменко соглашается, что в сфере выдачи СБКТС встречаются нарушения, особенно при выдаче СБКТС легковым иномаркам.

«Конкретного законодательного запрета на выезд эксперта лаборатории к клиенту со своим оборудованием нет. Есть мнение Росаккредитации, что так делать не надо, мы знаем об этом. Нужно подчеркнуть, что такие проверки всё же нужны, чтобы как-то контролировать ситуацию, поскольку нарушения всё же бывают. По легковым автомобилям серый сектор выдачи СБКТС достигает 80%, такого не должно быть. Иной раз стоит на светофоре какой-нибудь американский пикап и мигает красными поворотниками. А это нарушение по светотехнике, невольно задаешься вопросом: как он прошел проверку?» — говорит Пархоменко.

Импорт нужно упорядочить

Источник «Известий» в государственной сфере техрегулирования также отмечает, что рынок услуг технической экспертизы, предваряющий таможенный ввоз подержанного автотранспорта, долгое время оставался без присмотра. В результате сложилась порочная практика, когда реальная экспертиза по подержанным автомобилям некоторыми испытательными лабораториями не проводится.

«Не будем озвучивать название, но в Санкт-Петербурге, к примеру, есть контора, которая занимается выдачей СБКТС для праворульных автомобилей на Дальнем Востоке. Никакого реального осмотра не проводится. Документы высылаются почтой во Владивосток, на месте никто эти машины не смотрит. Работают по принципу принтера. На этом рынке очень много нарушений», — рассказал собеседник «Известий».

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин входит в рабочую группу при Росаккредитации по техрегулированию. По его словам, сейчас не ясно, что делать с СБКТС, которые выдали проштрафившиеся лаборатории. Некоторые недобросовестные компании смогли избежать санкций в ходе этой проверки, сообщил Шапарин.

«Технических лабораторий в России крайне мало, это штучные структуры, работающих осталось меньше, чем пальцев на одной руке. Теперь служба пытается решить, что делать — отзывать СБКТС или нет. Если да, то далее следует аннулирование регистрации транспортного средства в ГИБДД. А далее последуют иски к лабораториям, а там один прицеп может стоить 30 млн рублей. Но в принципе нужно признать: рынок СБКТС крайне коррумпирован», — отметил Шапарин.

Впрочем, в Росаккредитации «Известиям» сообщили, что решение об отзыве СБКТС могут принимать исключительно сами лаборатории, это право не дано службе.

«Вывод о том, будут ли приняты испытательными лабораториями (центрами) решения об отмене выданных СБКТС, Федеральная служба по аккредитации сможет сделать только после получения вышеуказанных уведомлений, которые начнут поступать в службу с января 2020 года. При этом с учетом текущей приостановки действия аккредитации ряда испытательных лабораторий может стоять вопрос о действительности порядка нескольких десятков СБКТС по всей стране», — сообщили в пресс-службе ведомства.

По данным «Известий», против вероятного отзыва СБКТС по итогам нынешних проверок также выступили представители ГИБДД, которые входят в рабочую группу при Росаккредитации. В ведомстве сообщили «Известиям», что аналогичные проверки испытательных лабораторий (центров) будут проведены в отношении выдачи СБКТС легковым автомобилям, если правительство даст соответствующее поручение.

Необходимость таких проверок давно назрела, считает автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

«Сейчас импорт подержанных автомобилей хоть и невысок, но в страну по-прежнему везут так называемые «распилы» — автомобиль, разрезанный на запчасти, и его позже сваривают. Это, как правило, из Японии праворульные машины. А из Европы и США выгодно везти, только если машина побывала в ДТП, — скидка на родине хорошая, а в России ее растамаживают, ремонтируют и продают. Но это уже не автомобили, а опасный утиль. Поэтому совершенно очевидно, что все эти перекупы незаконно получают СБКТС. В сегменте спецтехники, где, к примеру, новый экскаватор стоит 10 млн рублей, а подержанный — 2,5 млн рублей, и того хуже нарушения», — заключил Иванов.

Первоисточник статьи тут «Известия«